Какие электромобили имеют самую высокую степень автоматизации

В последние годы развитие электромобилей тесно связано с прогрессом в сфере автономного вождения. Современные производители делают ставку не только на экологичность и экономию, но и на высокий уровень автоматизации. Системы автопилота, ассистенты парковки, помощь на трассе – эти и другие функции позволяют повысить безопасность, уменьшить нагрузку на водителя и двигают индустрию вектором «умных» автомобилей. Ниже рассмотрим, какие модели электромобилей на 2025 год обладают наиболее продвинутыми системами автономного вождения, на каком уровне находится современная автоматизация и к чему стремятся ведущие производители.

Уровни автоматизации в электромобилях: от ассистентов к полной автономности

Для оценки степени автоматизации электромобилей используют систему SAE International, выделяющую шесть уровней (от 0 до 5). Электромобили большинства брендов в 2025 году достигают только 2-3 уровней, но некоторые модели близки к 4-му.

На втором уровне (Level 2) автопилоты могут управлять ускорением, торможением и рулевым управлением, но требуют постоянного контроля со стороны водителя. Крупные производители, как Tesla, BMW и Mercedes-Benz, уже предлагают такие решения. Третий уровень (Level 3) допускает короткое отключение внимания: систему разрешается отпустить руль и не следить за дорогой в определённых условиях (например, в пробках или на шоссе). Наконец, четвёртый уровень (Level 4) позволяет автомобилю передвигаться полностью автономно в определённых геозонах без водителя в салоне, однако такие возможности ещё только тестируются.

Статистика экспертов показывает: более 80% электромобилей 2025 года поддерживают уровень автоматизации от 1 до 2, примерно 15% — уровень 3, и только единицы способны работать на 4-ом уровне, причем с ограничениями.

Лидеры рынка по степени автоматизации: современные электромобили

Развитие автопилотов требует колоссальных вложений в программное обеспечение, систему датчиков и тестирование алгоритмов. Наиболее продвинутые и массово доступные электромобили с высокой степенью автоматизации выпускают компании Tesla, Mercedes-Benz, BMW, Audi, Nissan и китайские NIO, Xpeng.

Tesla считается одним из законодателей моды по уровню автоматизации. Система Full Self-Driving (FSD) предоставляет покупателям опции автоматического вождения по городу, авто-парковки, смены полос и навигации на длинных трассах. По заявлениям компании, уже более 2 миллионов электромобилей Tesla оснащены FSD. Стоит отметить, что даже Tesla пока официально получает сертификацию только на второй уровень SAE, самостоятельно компания позиционирует свои функции как «почти 4 уровень», но по закону требует следить за дорогой.

Mercedes-Benz в 2025 году стала первой крупной маркой, получившей сертификацию системы DRIVE PILOT на третьем уровне автоматизации в серийных моделях EQS и S-Class. Эта технология разрешена в Германии и еще нескольких странах, ограничена определёнными зонами и скоростью до 60 км/ч.

BMW реализует продвинутый ассистент вождения Highway Assistant в i7 и iX, позволяющий отпускать руль на скоростных шоссе (при скорости до 130 км/ч), однако за дорогой водитель должен следить всегда. Китайские бренды NIO и Xpeng активно внедряют Lidar и новые поколения автопилотов, в некоторых регионах (например, в Шанхае и Пекине) тестируя уже четвертый уровень автоматизации.

Таблица: Электромобили с самой высокой степенью автоматизации на 2025 год

Модель Производитель Заявленный уровень автоматизации (SAE) Краткое описание возможностей
Tesla Model S/X/Y (FSD) Tesla 2 (по сертификации), заявка на 4 Автоматическое движение по шоссе и в городе, парковка, вызов авто, смена полос, «почти полная» автономия при контроле водителя
Mercedes-Benz EQS (DRIVE PILOT) Mercedes-Benz 3 Самостоятельное управление в пробках на автобанах, разрешено отпускать руль, ограничение по скорости и зоне
BMW i7/iX (Highway Assistant) BMW 2+ Полуавтоматическое движение по трассе, помощь в смене полос, автоматические остановки, требуется внимание водителя
NIO ET7/EL7 (Navigate on Pilot) NIO 2-3 Автоматизация поездок в городских и пригородных условиях, активное использование Lidar и AI
XPeng P7/P5 (NGP) XPeng 2-3 Навигация по маршрутам, автоматическая парковка, управление в сложных условиях
Audi Q4 e-tron (Adaptive Cruise) Audi 2 Адаптивный круиз-контроль, удержание в полосе, помощь в пробках
Nissan Leaf (ProPILOT) Nissan 2 Адаптивные функции, движение в ряде сценариев без рук, контроль за безопасностью

Особенности оснащения и технологий автономного вождения

Высокий уровень автоматизации требует объединения множества датчиков: лидары, камеры кругового обзора, радары и ультразвуковые сенсоры. Современные электромобили оснащаются сложными вычислительными блоками, которые обрабатывают данные с каждой миллисекундой. Например, Tesla использует фирменный чип FSD, способный выполнять свыше 70 триллионов операций в секунду. Системы NIO задействуют 33 сенсора и 11 камер для работы собственного автопилота Navigate on Pilot.

Китайские бренды активно внедряют Lidar (лазерный радар), что позволяет точнее определять препятствия и обеспечивать работу автопилота даже в сложных погодных условиях или при слабой видимости. В 2025 году такие сенсоры стандартно используются в премиум-линейках NIO, Xpeng и Li Auto.

Программное обеспечение также играет решающую роль: автопроизводители всё чаще применяют искусственный интеллект и «обучение на дорогах». Автопилоты обновляются по «воздуху», с каждым годом улучшая свои способности.

Будущее и ограничения высокоавтоматизированных электромобилей

Несмотря на впечатляющий прогресс, современные высокоавтоматизированные электромобили всё ещё сталкиваются с рядом ограничений. Законодательство большинства стран требует постоянного участия водителя и не допускает полностью автономного передвижения вне пилотных зон. Также системы чувствительны к дорожным условиям: снег, дождь, разметка и отсутствие GPS-сигнала — вызовы для алгоритмов автопилота.

В ближайшие 3-5 лет ожидается увеличение числа моделей с 3 и 4 уровнем автоматизации, включая популярные бренды Toyota и Volkswagen, которые планируют выпустить новые электробестселлеры с продвинутыми автопилотами. По статистике аналитиков, к 2030 году до 25% новых электромобилей будут обладать самостоятельными функциями движения без участия водителя в базовой комплектации.

Заключение

Автоматизация становится главным драйвером развития электрического транспорта. На 2025 год наиболее продвинутые электромобили по степени автоматизации предлагают марки Tesla, Mercedes-Benz, BMW, NIO и Xpeng, которые интегрируют всё более совершенные сенсоры, искусственный интеллект и облачные технологии. Однако полностью автономные электромобили пока доступны только в отдельных пилотных программах и специальных условиях. В ближайшие годы развитие инфраструктуры, законодательства и компьютерных технологий позволит сделать автоматизацию ещё более массовой и безопасной для всех участников дорожного движения.